Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее


Журналисты, композиторы и художники 90-х собрались в ГЦСИ для того чтобы обсудить искусство 90-х и 2000-х, сравнить, провести параллели. После выступления первого же спикера встреча вышла из русла запланированной дискуссии и  закипела, накалившись до температуры самых бурных дебатов.

Иннокентий  Шеремет, журналист: о том, как его будоражили уральские перфомансы 90-х и как не будоражит местное современное искусство:

Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

Иннокентий Шеремет ностальгирует по удали и отмороженности художников 90-х

Когда мне было семь лет, я целый год посещал художественную студию. И вот искусство тогда так запало мне в душу, что до сих пор не отпускает. Я побывал во всех лучших музеях мира. Но что касается перфомансов здесь, сейчас…  не вижу, о чем надо рассказывать. Хотя хочется об этом поговорить, и всем СМИ тоже хочется, но говорить не о чем. Тимофей Радя, допустим, замечательный человек. Мастерская у него есть оказывается. Но что он делает? Последнее, что помню – года четыре назад, абажуры возле Оперного театра установили – все местные СМИ об этом написали. Через какое-то время «проклятые городские власти» арт-объекты убрали – все дружно возмутились. Потом, спустя две недели, «проклятые городские власти» вернули абажуры назад – все снова рассказали об этом. По весне их убрали – и снова написали. Следующей зимой опять поставили – очередной раз осветили новость. Нет, абажуры – это, конечно, мило. Но не тысячу же раз подряд мусолить тему.

А если брать перфомансы 90-х, то тут, наверное, Александр Голиздрин со своим Ихтиандром превзошел всех по смелости, по отмороженности. Хотя теперь он не любит вспоминать об этом и вообще замолчал (в мае 1998 года в день Нептуна с морской раковиной в одной руке и «Mein Kampf» в другой Голиздрин выпустил в большую лужу на дне новостроечного котлована два бидона полуживых лещей, затем обнажил свое тело, обклеенное наклейками в виде чешуек, и, объявив себя «Ихтиандром Ботанического района», плюхнулся в ту же лужу — прим. авт). Где они заводилы тех лет? Где молодые? Может быть я постарел? Не знаю. Искусство должно будоражить, без всяких пояснительных текстов.

Здесь вот я, например, вижу две кучи земли и ничего больше.

Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

Сия композиция, представленная в рамках выставки «Неслучайные связи» в стенах Государственного центра современного искусства, состоит из двух зеркал друг напротив друга, засыпанных землей и на фоне зеленой ширмы. Интересна она не сама по себе, а своеобразным визуальным эффектом, о присутствии которого не сразу и догадаешься

Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

Все очень просто — нужно посмотреть в одно из зеркал. И взгляду предстанут не две а целый ряд куч, уплывающих вдаль.

Ну да, на волне 90-х, под овации рухнувшему Союзу кто-то сделал деньги, кто-то имя, потому что было просто произвести впечатление на уставшую от шаблонов публику. А властям, пытавшимся собраться с мыслями, было не до художников – да творите вы, что хотите! Сейчас потребитель сытый, но тоже жадный до зрелищ. Но дальше Интернета эти зрелища не выходят. Вытворить что-то эпатажное вне Сети удается немногим. Почему? Вот вопрос. Да, и кстати, чем, интересно, кучи земли в ГЦСИ так уж отличаются от той, что Голиздрин вывез из Швейцарии, насыпал у железной дороги в Саратовской области и обозначил сей арт-объект «Похищение Европы»?

Александр Пантыкин, музыкант, драматург: о том, зачем музыканту  90-х нужен был пистолет и почему стал популярен «Ласковый май».

Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

В экстремальных условиях художники и музыканты творят по-особому, считает Александр Пантыкин. И нет смысла сравнивать две эпохи.

В 90-е я жил на Уралмаше. И поэтому первое, что тогда сделал, купил пистолет. Обычная ситуация – иду со стоянки ночью после репетиции, а рука моя лежит в кармане рядом с курком. И я понимаю, что сейчас любой из-за куста выскочи – буду стрелять. Вот такая атмосфера – ты дошел до дома, ты жив! И уже поэтому счастлив. Ну и в финансовом плане были тяжелые времена. Зарплата исчислялась миллионами, на которые ничего нельзя было купить. Я учился в консерватории, а мне уже нужно было кормить семью, у меня родились дети. Пришлось заняться бизнесом – я перепродавал аппаратуру кабацким музыкантам и на эти деньги приобрел четырехкомнатную квартиру. Что должен был в такой обстановке чувствовать художник, музыкант? Каждый искал для себя способы выживать. В прямом и переносном смысле. Это совершенно иное мироощущение. Мы по-другому дышали тогда.

Что творилось с музыкой? После потрясающего подъема свердловского рок-клуба, который происходил с 1986 по 1991 год, образовалась огромная яма. Появился «Ласковый май». В 90-х годах состоялась моя встреча с Дмитрием Астраханом, который просит написать тему для фильма «Все будет хорошо». И на этой теме я снова сделал неплохое состояние, потому что ко мне потом обращались все подряд с просьбой написать для них что-то подобное, только лучше. И это не смотря на то, что я вращался в консерваторской среде утонченных музыкантов – резонансной оказалась такая вот простенькая мелодия.

В 90-е всем пришлось нелегко. С рухнувшим Союзом ушла и стабильность. А желанное благополучие не наступило. И так хотелось от всей души махнуть рукой, как герой фильма «Все будет хорошо», расслабиться и слушать, слушать легкую, не задевающую нервные струны музыку. Отсюда и «Ласковый май» и Алена Апина и т.д.

Евгений Касимов, писатель, поэт, журналист: о том, как важна плотность воздуха для  культурной среды.

Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

Евгений Касимов ностальгирует по тем временам, когда в чести были стеб и ирония, а народ не принимал поэтов, читающих грустные стихи

К середине восьмидесятых наш воздух стал серым, мглистым дышать стало трудно, практически невозможно. Но во второй половине 80-х годов и для живописи, и для поэзии, и для музыки наступил ренессанс. Появилась возможность проявлять себя, что-то демонстрировать – концертные залы, выставки были переполнены, журнальные тиражи поднялись до миллиона. Приходилось часа по два стоять в очереди, чтобы посмотреть в каком-нибудь маленьком зале картины ленинградских, допустим, или наших художников. Возникла жажда карнавала, праздника. Поэтому в чести были и стёб и ирония. Если выходил человек и читал угрюмые стихи, его не слушали. То же самое происходило во всех сферах искусства – излишняя серьезность была не в моде.

Однако карнавал не может долго продолжаться. Появились продюсеры, искусство стало коммерциализироваться, на нем начали зарабатывать деньги. Многие музыканты, писатели ушли в журналистику. Но мы чувствовали себя вполне уверенно в плане профессионализации. Изменился даже стиль. Журналисты перестали писать скучно о литературе. Можно было встретить такие строки в рецензии: «Я получила оргазм от посещения этой выставки». Такое было невозможно раньше. Появилась новая журналистика, разухабистая. Иногда невыносимо вульгарная. Тем не менее стала формироваться культурная среда, которая, слава богу, доехала до 2000-х, когда все это резко и закончилось. Воздух снова начал сгущаться, потом он стал мглистым, потом темным и снова стало трудно дышать. Атмосфера в первую очередь важна для самой культуры и для общества, которое является потребителем этой культуры. Сегодня к искусству интереса большого нет, культура уходит в решение собственных каких-то задач. Вот в чем проблема.

Честно говоря, я не вижу тут особой проблемы. Творческим людям всегда приходилось решать свои внутренние задачи. Они всегда были голодны. Сытым художник быть не может — уходит вдохновение. Но только современные люди научились решать эти задачи более ловко. Им никто не дает денег, но они все равно творят и при этом почти не бедствуют. Что в этом плохого? Чем хуже искусства под дулом пистолета?

Владимир Быкодоров, директор канувшего в лету Уральского музея молодежи: о том, как  музей комсомола превращался то в кладбище, то в зону.

Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

Директор Музея Комсомола Александр Быкодоров бесстрашно экспериментировал в стенах музея, быть может чем-то при этом оскорбляя чувства тех, кто продолжал верить в дело партии и комсомольцев, и расстраивается, что сейчас ему не дают так легко играть на чувствах верующих (не важно во что)

90-е годы для меня были временем свободы. Иногда мы занимались тем, что исследовали границы этой свободы. В 1998 году в Музее Комсомола, в окружении комсомольских орденов и судеб мы совершили акт прощания с Сашей Шабуровым (в такой метафорической форме, лежа в гробу посреди зала, он хотел сказать, что покидает город и переезжает в столицу – прим.авт.). Таким образом он попрощался с Екатеринбургом  и переехал жить в Москву.

Вообще, 90-е годы –  очень хорошее время во всех смыслах. К нам приходили художники, предлагали сделать выставку и мы делали. Власти всегда давали деньги. Для нас было только одно ограничение – это конституция, и отвергались те проекты, которые пропагандировали насилие и порнографию. Хотя иногда мы делали исключения. Например, в стенах музея проходила выставка «Зона», где были представлены такие экспонаты, как орудия пыток в современных тюрьмах. И люди шли толпами – может быть, те, кто сидели когда-то  или кто готовился сесть – не знаю… но зал был полный.

Сегодня поле свободы сжалось до определенных границ. Относительно недавно я организовал выставку современных художников. И тут же нам прилетела претензия – что у вас там за православный крест из колбасы?  То есть, возникла атмосфера, которая заставляет поле свободы суживаться. Разве возможно, допустим, сегодня где-нибудь организовать что-то подобное похоронам Шабурова?

Да почему бы и нет. Организовать-то можно все что угодно. Да только полностью за свой счет. Если, конечно, вы не сумеете ловко убедить власти, что такие похороны необходимы городу, что это супер-культурно-важный для Екатеринбурга акт. Хотя, допустим, тому же Голиздрину совсем не нужно было денег для того, чтобы голым нырять в грязную лужу на глазах у изумленной публики. Цель перфоманса была достигнута. А потом Ихтиандра затравили, и сейчас он даже стесняется вспоминать об этом «культурном» событии. А сегодня можно, по-моему, хоть уныряться. Не заметят. Если, конечно, блогеров не привлечь, чтобы попасть в Интернет. Там, может быть, еще и обратят внимание.

В общем, слов было сказано много, но все они сводились к тому, что современному искусству чего-то не хватает, что-то утеряно. То ли художник измельчал, то ли потребитель. А может, просто воздух для творчества не подходящий. Мало свободы. А кому-то, наоборот, с излишком. Да денег не дают. А как считаете вы? Какие из последних культурных проектов вам понравились?

 


8 thoughts on “Шеремет, Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом пистолета и похороны в музее

  1. Anthony

    I go to see every day a few web sites and sites to read articles or reviews, however this webpage provides feature
    based content.

    my blog aankoop van merknaam Mylan virval

  2. Velva

    Hi there to every body, it’s my first pay a visit of this weblog; this web site includes awesome and
    Medikamente ohne Rezept in Belgien kaufen fact excellent data in favor of readers.

  3. Felipa

    I don’t even understand how I ended up right here, however I thought this
    put up was good. I do not know who you are but certainly you are going to a well-known blogger when you aren’t already.

    Cheers!

    My web page … Verlene

  4. Dawna

    Hi there, I enjoy reading all lysurone met of zonder medisch voorschrift your article post.

    I wanted to write a little comment to support you.

  5. Raquel

    Greate article. Keep posting such kind of information on your site.

    Im really impressed by your site.
    Hello there, You have done an excellent job.

    I’ll certainly digg it and in my opinion recommend to my friends.
    I’m sure they’ll be benefited from this web site.

    Also visit my web-site; Mohamed

  6. Damian

    I think that what you posted made a bunch
    of sense. But, what about this? suppose you added a little information?
    I am not saying your content is not good, but what if you added a post
    title to maybe grab people’s attention? I mean Шеремет,
    Пантыкин, Касимов: Скандальные перфомансы, искусство под дулом
    пистолета и похороны в музее — В
    Месте is a little boring. You could glance at
    Yahoo’s home page and note how they create article titles to get people to click.
    You might add a video or a picture or two to get readers interested about what you’ve written. Just my opinion, it would make your posts a little livelier.

    Have a look at my webpage — compra de naproxen en línea

  7. Maria

    Hey there, You have done a fantastic job. I will certainly digg it and personally suggest to
    my friends. I’m confident they’ll be benefited from this web site.

    Here is my web blog :: accutane von Ärzten in den Niederlanden empfohlen

  8. Danilo

    Great weblog right here! Also your web site quite
    a bit up very fast! What host are you using? Can I get your affiliate link in your host?
    I wish my site loaded up as fast as yours lol

    Here is my website :: cefadroxil gemakkelijk kopen in België

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *