14 ноября – День празднования святых Кузьмы и Демьяна, покровителей кузнецов. Назовем его Днем кузнеца. Да кому его сейчас праздновать, скажут некоторые. 21 век на дворе! Однако я нашла и кузнеца и Кузню. А в ней, как в древние времена, – молот и наковальню. И могу уверенно сказать – профессия такая есть и очень даже популярна! Осталось выяснить, какой же он должен быть, современный кузнец?
Нужна ли кузнецу борода?
– Ну вот, типичный продукт компьютерного века – маленькая, худенькая, – так меня встретил кузнец Александр Андреевич Лысяков. И если я – продукт, то гостеприимный хозяин Кузни, расположенной на берегу Шарташа, скорее, городская достопримечательность.
Кузнецы все, как правило, с бородой. Говорят, спасает их от жара горна. Но седые заросли мастера и пикантный наряд делают его похожим на Деда Мороза. Или Санта Клауса. В общем, волшебника.

– Я в Киргизии люблю бывать, – признался мой необычный собеседник, – так там местные дети за мной бегают, как в революцию за автомобилем, кричат – Дед Мороз, смотрите, Дед Мороз идет!
Когда я вошла, Александр Андреевич объяснял тележурналистке, каким должен быть представитель «жаркой» профессии. Нет, совсем не важна здесь борода. Главное «мужиком» стать. А потом уже об имидже заботиться:
– Понимаете, в кузнечном деле главное скорость и точность. Я бы брал в ученики футболистов. Просто ходил бы по футбольным школам и выбирал самых ловких пацанов.
«Мужик» в понимании моего собеседника – это не силач, тяжеловес. В современных мастерских кувалдой редко машут. Ее практически полностью заменил гидравлический молот. Недюжинная сила здесь не требуется, но нужна сноровка и расторопность. Можно и из женщины «мужика» сделать. И если мужчин-кузнецов, по мнению мастера, лучше всего на футбольном поле искать, то женщина-кузнец в первую очередь должна на кухне справляться умело.
– Ну что плаваем-то? Поактивнее! У плиты со сковородками и кастрюлями ты так же двигаешься? – Александр Андреевич поучает журналистку, копошащуюся у горна. А Ольга, кузнец со стажем, тихонько подсказывает, помогает.

В Кузне Ольга Алексеевна трудится уже 23 года. Сначала занималась лепкой мастер-моделей для литья. Работала с кожей, деревом. Позже, по просьбе ученицы, Александр Андреевич допустил ее к работе «по горячему». Учиться было трудно, но очень хотелось, признается Ольга, – и самый радостный и памятный день, когда в первый раз самостоятельно подковала лошадь подковой, которую сама и сделала.
В кузне главное – запал!
Что значит скорость в кузнице, я ощутила самостоятельно, стоя возле молота с металлической заготовкой в руках. Пословица «куй железо, пока горячо» в момент явилась для меня в своем прямом, не метафорическом значении. Красный податливый металл слушается и мнется, как пластилин под прессом, приобретая нужную форму. Но стоит замечтаться – и материал остывает – ничего с ним уже не сделать, пока снова не накалить.

Клещи совсем не тяжелые, но сжимать их надо крепко! Я кую заготовку, из которой можно сделать волюту, подкову и много еще чего.
Так и человек, уверен хозяин кузни, пока глаза горят, запал есть, все сможет. А с потухшим взглядом ни каши не сваришь, ни железа не скуешь:
– Приходят ко мне часто люди, отчаявшиеся, уставшие от профессии бывшей, менеджеры, знаете, всякие. Думают здесь от жизни спрятаться. Да и деньги, опять же, хорошие. Да не получается у них.
На вопрос, сколько же нынче зарабатывают кузнецы, у бородача уже готова веселая история:
– В 2000-м году мы сковали ложку и отчеканили на ней год выпуска. Решили выставить за 2000 рублей – скорее, в шутку. Ну, юбилейная же. Хотя не верили, что кто-то купит. Что выдумаете? До обеда уже купили! Еще сковали.
Такой вот бизнес!
Куй идею, пока горяча!
Скорость, ловкость, огонь в глазах, предприимчивость, чувство юмора. Что еще нужно современному кузнецу? Общаясь с хозяином Кузни, выяснила три удивительные вещи – не обязательно носить бороду, быть мужчиной (в прямом смысле этого слова – то есть, можно быть женщиной), да и практика в этом ремесле не так важна, как…
– …духовная природа! Ее разрабатывайте активно. А все, что придумаете, руками сделать вообще не проблема, – советует кузнец, художник и мудрец по совместительству.
Действительно, профессия кузнец сегодня больше творческая. И чтобы получилось изделие, его нужно сначала увидеть в сыром материале. А потом уже шаг за шагом придавать идее форму. И здесь уже у каждого мастера свое волшебство. Александр Андреевич будущую вещь ощущает тактильно. Даже обычный элемент орнамента – спираль (волюту) – он не просто кует.
– Ковать волюту – это как гладить ребенка по головке. Так же бережно, – объясняет мой учитель, и тут же добавляет со знанием дела, – а вот когда розу куешь, совсем иное – женщину надо представлять!
Металл ценит такой подход – к нему со вниманием и он, как любовница, на все согласен, примет любую форму – цветок, волюта, квадратный гвоздь или меч двухметровый – пожалуйста, лепи!
В Кузне и Путину работа нашлась…
В Кузне, как ни странно, совсем не жарко. Ноги стынут. А руки согреть можно только, стоя возле горна. Идем греться в каморку-кабинет, где работники отдыхают, чай пьют. Там над письменным столом, как в старые добрые времена висит портрет «вождя».
– Зачем вам Путин? – спрашиваю.
– Так люди приходят разные. Одни любят Путина, другие нет. На портрет посмотрят и сразу по реакции видно, какие у них взгляды, как с ними разговаривать, чтобы лишнее не сболтнуть, не обидеть.
Клиенты действительно всякие попадаются. И к каждому, как к железу, свой подход нужен. Для кузнеца это тоже не проблема. Не должно быть проблемой:
– Огонь выжигает мысли нехорошие о людях. Здесь, как в бою – тело нагрето! Не до сплетен и драк.
Глядя на хозяина Кузни, хочется утвердить общеизвестный штамп: каждый человек – кузнец своего счастья. Однако счастье, уверен мой собеседник, сковать нельзя. А вот подкову на счастье – можно.

Эту подкову на моих глазах полтора часа ковали тележурналисты под чутким руководством профессионалов
Да и то, удача улыбнется только тогда, когда подкову потеряет лошадь, а ты ее случайно найдешь. Только такая находка принесет пользу. И не дай бог повесить ее вниз рожками – ими она всякую нечисть отгоняет.
Женской кузне – быть!
«Встречаться со мной в Кузне не советую, – предупреждает известный кузнец, видимо, работников СМИ, – никаких разговоров»! Однако это не правда – Александр Андреевич собеседник хороший. За словами и шутками в карман не лезет – кует их как гвозди. Четко и метко. И ни разу по-стариковски не пожаловался на современную молодежь. Мол, раньше небо было голубее, трава зеленее… А отвечая на вопрос, почему некоторые школьники так не любят школу, вспомнил собственное детство:
– Дети…им ведь не то чтобы лень учиться, им свободы не хватает. Помню, как в детстве – шел в школу по парку и увидел дяденьку. Он гулял, пинал осенние листья. И я подумал – какой счастливый, свободный!
Сейчас у кузнеца свободное время появилось, особенно по вечерам. И порой приходится даже задумываться, как им распорядиться. Ведет страничку в соцсетях, читает Борхеса. И, как знаменитый алхимик в любимом рассказе «Роза Парацельса», ждет учеников. Да только проблема та же, что и у древнего мастера – не задерживаются они. Одни ищут здесь не то, другие нашли, что хотели, да ушли в поисках чего-то еще. Внук Никита другую профессию выбрал. Так что двери Кузни всегда открыты для тех, кто любит металл, красоту и…ребенка в спирали увидеть способен. Значит – душа живая!
Кстати, и девушек здесь ждут. Александр Андреевич полу-в шутку, полу-всерьез обещал создать «женский батальон» под началом Ольги Алексеевны.
– Будут ковать розы и грабли, – рассудил учитель и, как Старик Хоттабыч, подергал волоски на бороде. Ну, точно волшебник!