Дидинский тоннель: дыра во времени

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Как изрекла птица Додо в знаменитой аудио-версии по мотивам сказки Льюиса Кэрролла – это о-о-очень странное место! Удивляет не столько внешний вид сего строения, сколько история возникновения.

Рельсы  пронзили гору на участке Казанско-Екатеринбургской железнодорожной ветки. Проложить дорогу поверху, считают специалисты, было проще и дешевле. Все, кто тоннелем когда-либо интересовался, сходятся на том, что он был выстроен еще до революции, введен в эксплуатацию примерно в 1918 году и имел стратегическое значение. В путеводителе по уральским достопримечательностям, попавшем мне в руки, описана история незадачливого проектировщика, который что-то там неправильно рассчитал, не учел твердость грунта. В результате тоннель получился кривой. Изъясняясь научными терминами – имеет технологический изгиб. Ошибку бедолаге не простили, в результате он покончил жизнь самоубийством. Правда это или нет, сказать трудно. Но факт остается фактом – дорогу начали использовать спустя года два после окончания строительства.

А вот стратегическая важность объекта точно не вызывает сомнений. Массивный вход оборудован бойницами, а в районе тоннеля можно найти заброшенные пулеметные доты. Специальная воинская часть что-то (или кого-то) охраняла здесь неусыпно – гильзы находят до сих пор. Местные жители рассказывают, что и сейчас еще можно услышать выстрелы, если заночевать неподалеку. Но это уже фольклор скорее.

Дидинский тоннель: дыра во времени

Отверстия по бокам – это бойницы

Впрочем, все версии относительно строительства подземной железной дороги длиной 1123 метра с копейками, тоже напоминают байки, так как документального подтверждения их достоверности, видимо, нет. Самая прозаическая история – тоннель был построен без пользы, но наживы ради. Дабы деньги отмыть. Но тогда зачем бойницы? Зато во время гражданской войны тайный ход пригодился Колчаку для отступления в Сибирь – так утверждает Википедия.

Выглядит тоннель весьма загадочно. Напоминает средневековую крепость снаружи и временной портал внутри.

Дидинский тоннель: дыра во времени

Вот так выглядит дыра во времени

Если внимательно приглядеться, то можно заметить на фото чуть справа малюсенькую светящуюся точку – это и есть выход. Туда мы и направились. Стены тоннеля кажутся то белыми, то бурыми, то зелеными. Видимо оттого, что местами покрыты инеем и льдом, кое-где прорастает мох, как ковер, а местами проступает неотесанный бутовый камень, из которого выложен коридор.

Круглый год сквозь щели и потолок сочится вода. Зимой она застывает миниатюрными хрупкими сталактитами и массивными ледяными колоннами, как в сказочной пещере.

Дидинский тоннель: дыра во времени

Миниатюрные сталактиты

Дидинский тоннель: дыра во времени

Здесь колонны уже подтаяли, так как гуляли мы в конце февраля

Для того, чтобы вода не застаивалась, тоннель оснащен разветвленной дренажной системой. Позаботились строители и о вентиляции.  Зимой, наверное, рай для любителей ледолазания и спелеологов.

Дидинский тоннель: дыра во времени

Это обледеневшая лестница, ведущая, видимо, в вентиляционную штольню.

Дидинский тоннель: дыра во времени

Так глючно выглядит одна из дренажных штолен

Дидинский тоннель: дыра во времени

Выползаю из дренажного коридора, где я тщетно пыталась найти летучих мышей

Говорят, здесь водятся летучие мыши. Не знаю, мы ни одной не встретили. Видимо, зимовать они улетают на теплые чердаки в близлежащее село Дидино.

Тоннель в феврале прекрасен тем, что довольно светлый. Даже если бы мы забыли фонарики, то прошли бы его, не споткнувшись. А также довольно сухой, даже в восточной, затопленной его части (весной и летом там довольно глубоко). Пол местами подтаял и сапоги, конечно, были не лишние. Но в основном мы ступали по идеально ровному мраморному полу (слегка шершавый матовый лед действительно напоминал мраморные дворцовые залы).

Дидинский тоннель: дыра во времени

Ботинки на мраморном полу тоннеля

В те времена, когда здесь ходили составы, обходчики прятались в ниши по бокам тоннеля (их здесь 16). Сейчас в них оставляют надписи туристы в надежде увековечить свои имена))).

Дидинский тоннель: дыра во времени

Ниша для обслуживающего персонала

Подземная дорога, к слову сказать, функционировала довольно долго. Только в 90-х годах, когда тоннель пришел в аварийное состояние, рельсы разобрали, а поезда пустили в обход. Процесс разрушения продолжается: местами приходится перешагивать через горы камней и глины –  сквозь стены прорывается грунт. Это затрудняет движение.

Заходили – светило солнышко. На выходе нас встретил сказочный зимний лес и снегопад. На минуту мне показалось, что я действительно прошла сквозь время или попала в параллельный мир. Технологический изгиб тоннеля – как искривление пространства.

Дидинский тоннель: дыра во времени

Выход из тоннеля

Весь путь сквозь Дидинский “временной портал” занял у нас около часа. Тоннель довольно холодный (в нем гораздо холоднее, чем на улице), поэтому лучше одеться в теплую, непромокаемую одежду. Взять сапоги и фонарики тоже рекомендуется. Если хотите залезть во все дырки, то прихватите с собой и веревку))).

Как добраться:

GPS-координаты Дидинского тоннеля: 56°49.118 с.ш.; 59°41.807 в.д.

Можно электричкой: по железнодорожной ветке Екатеринбург — Дружинино — Агрыз — Казань, станция 1590 километр. Она находится между городом Ревда и поселком Дружинино. Сойдя с электрички, нужно пройти вниз по поселку (на север) до насыпи бывшей железной дороги. Затем повернуть направо и вскоре покажется вход в тоннель. От остановки электрички до входа в тоннель примерно 300 метров.

Можно на личном авто, но идти придется дальше: Выезжаем на Московский тракту (он же Р242). Проезжаем Ревду, отмеряем примерно 14 километров и ищем своротку налево у 304 километра. Расстояние от г. Екатеринбург около 80 км.

Путь к Дидинскому туннелю

Путь к Дидинскому туннелю


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.