Так говорил Кончаловский!

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

…снова посмотрел на  народ

и  умолк.  «Вот  стоят  они,  –  говорил он в сердце своем, – вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей…».

Так говорил Кончаловский!

Андрей Кончаловский на творческом вечере в честь своего 80-летия

Творческий вечер известного российского режиссера можно было бы еще назвать «И все засмеялись!» (была такая юмористическая рубрика в советском детском журнале «Костер»). Публика хихикала к месту и не к месту. Люди, сидящие в зале, воспринимали почти каждую фразу спикера, как желание пошутить с ними. А между тем, он не шутил (Андрей Кончаловский как-то сам признался, что утратил чувство юмора  с возрастом), а горько и мне показалось, что даже слегка высокомерно иронизировал над несовершенством мира сего и зрителей в том числе. Хотя и признался всем в любви:

– Вы дороги мне тем, что пришли сюда и не жрете поп-корн!

О деликатности

Я написал две автобиографические книги. И в них рассказал о своих любовных приключениях с женщинами. Некоторые критики назвали меня после этого нерукопожатным. Но это же часть жизни. Я писал о романах только с незамужними женщинами, не про все рассказывал. Все писать не стоит. Никому. А если и написал, то не публикуй.

Здесь последовала пауза. Видимо, Андрей Сергеевич вспомнил о ссоре с Владимиром Познером. В своей книге «Прощание с иллюзиями» журналист следующим образом высказался об отце Кончаловского: «…Сергей Владимирович Михалков, писатель средненький, но выдающийся оппортунист, человек, презираемый всеми мне знакомыми представителями советской интеллигенции, человек, щедро награжденный властью за отсутствие каких бы то ни было принципов…» ну и т.п. Наверное, тоже посчитал, что это часть жизни.

О дружбе между художниками

Между большими художниками дружбы не должно быть, потому что они все эгоисты и считают, что они лучше всех, что только они гениальны. И очень часто один гений гнобит другого и говорит, что тот полное дерьмо. Микеланджело, например, называл Леонардо да Винчи «скисшим молоком». Ну что ж, будем прощать – тем более, что они все равно померли.

Кстати, это высказывание вполне можно отнести и к самому автору. Тот же Познер в упомянутой выше книге пишет: «Я знаком с Андроном с 1957 года. Это, безусловно, один из самых умных, эрудированных и интересных людей, каких я когда-либо встречал. Я не могу сказать, что мы с ним близкие друзья. Скажу больше: я не уверен, что у Андрона вообще есть близкие друзья».

О Владимире Высоцком

Он абсолютный продукт советской эпохи. И популярность его от того, что мы все совки. Все его замечательные песни как бы чуть-чуть из зоны. Вся его неудовлетворенность была очень советская.  Он был народный поэт. Его любил народ попроще.

Данное утверждение, мне кажется, логично продолжает предыдущие темы. Вот только при всем моем огромном уважении к режиссеру у меня возникают два вопроса, наверное, глупых и неуместных: «А точно ли он знаком со всем творчеством Высоцкого или только блатные его песни слушал?» и «Был ли он хотя бы на одном концерте поэта?»

О Черном квадрате

Черный квадрат – это не искусство. От черного квадрата мы повалили к черной дыре. Я не вижу в нем художественной ценности, потому что так нарисовать может каждый. А, на мой взгляд, художественную ценность имеет то, что другие сделать не могут.

О моде и красоте

Нам критики впендюривают моду. Мол, вот это искусство, а это – не искусство. Никогда не стесняйтесь говорить, что вам не нравится. Я обычно говорю в таких случаях: «Я не понимаю. Видимо,  не дорос». Не понимать и сомневаться – это нормально. Например, когда мы говорим «красивая женщина», то в 20 лет одно думаем, в 50 другое, а в 80 опять то же, что в 20.

Про будущее России

У России великое будущее, потому что между Китаем и Европой лежит Россия. И никуда без России Китаю не деться. И санкции нам не страшны. Русские люди всю жизнь живут под санкциями. Главное – сохранить свой суверенитет. Чем дальше живем, тем страшнее. Но мы еще не доползли до пропасти, как Запад.  Мы, как всегда, отстали. И слава богу!

В таком случае, Андрей Кончаловский очень храбрый человек, потому что живет и снимает кино преимущественно на том самом Западе, который стремительно несется в пропасть.

Про российское кино

 Сегодня принято говорить только о кассовом успехе. Успешность режиссера выражается в цифрах. Если в 40-80 годы человек шел в кинотеатр, чтобы узнать что-то или ответить на какие-то вопросы, то нынешние молодые люди идут на фильмы, которые много собрали денег. Вообще, современное кино делается для тинэйджеров. Они мало читают, но много пишут в соцсетях. Слава богу, что еще писать умеют. Я стараюсь делать фильмы для родителей.

Вот если бы Андрей Сергеевич заглянул в зрительный зал одного из российских кинотеатров, он бы удивился, увидев там толпы тинэйджеров 90-х, радостно «жрущих» ненавистный ему попкорн. Это как раз те родители, для которых он снимает кино.

Про книги

Главное, читайте! Сегодня писателей больше, чем читателей. Скоро будут давать премию лучшему читателю. Я сыну всегда говорю: «Учти, Петя, в мире те, кто читает книги, будет управлять теми, кто их не читает». Я в основном читаю мемуарную или социальную литературу. Есть очень хорошая книга о России Владимира Булдакова «Кво Вадис». Всем очень советую.

О провале «Дяди Вани»

Однажды, годах в 70-х, я был на юге, одинок в тот момент, хотел познакомиться с девушкой. Увидел афишу своего фильма «Дядя Ваня». Подумал, что на эту картину должны пойти серьезные молодые люди, может быть, студентки литературного института в очках. Решил подождать снаружи, когда публика будет выходить, вытирая слезы. Кинотеатр находился в сарайчике на горе. Стою, жду, слышу – в зале хохот. Захожу – а там кино идет вверх ногами. Я бегу к оператору, а он объясняет – так меня специально попросили проектор перевернуть, чтобы веселее было. А то так скучно.

Видимо не все так хорошо было с читающей публикой и в далеких семидесятых. Тогда, когда небо было голубее, а трава  зеленее.

О семейных ссорах

Во время влюбленности, мы видим все только хорошее, потом начинаем замечать недостатки и пытаться переделать друг друга. Но это бессмысленно, потому что переделать можно только себя и никого больше. Общение – это большое искусство.  Очень важно – уметь слушать. Особенно надо уметь слушать жену, когда она ругается или мужа, когда он сердится. Потому что, как правило, когда мы ругаемся, мы не слышим друг друга, а продумываем ответное обвинение или оправдание. Но как только вы начнете внимательно слушать собеседника, а он поймет, что вы его слушаете, сразу пропадет гнев.

О любви к людям

Люди все слабые. Такова их природа. За что Чехов любил своих героев-неудачников? За то, что они все должны были умереть. Чем ближе к концу, тем больше любишь людей. Каждый человек по-своему уникален. Мы все состоим из звездного вещества. И о каждом из вас можно снять фильм.

Последнее время режиссер тем и занимается, что снимает фильмы о простых людях. Причем, с теми же простыми людьми в главных и не главных ролях.  И всем говорит, что предпочитает снимать «не актеров». В результате, фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» получил премию «Золотой лев». А почтальон Алексей Тряпицын из архангельского села – депутатское кресло и массу почестей.

 О студентах

Они все дети! Ничего не знают! Я спрашиваю абитуриента: «Кто написал «Капитал» Карла Маркса?» В ответ – бараний взгляд. Несчастные дети! Это ЕГЭ всех убило. Хочу набрать артистов, чтобы научить их хотя бы географии. Я беру тех, кто мне понравился. Понравился – взял. Это как жениться.

В этом году Кончаловский впервые набирает курс в ГИТИСе. Прослушивания уже начались. И зрители очень интересовались, как попасть в ученики к мэтру.

О мечтах

В детстве я мечтал есть конфеты вместе  с генеральской дочкой. Она была очень красивая. И конфеты тоже – в блестящей золотой обертке. А в юности очень хотел вступить в партию, чтобы ездить за границу.

Мечта Андрея Сергеевича осуществилась вполне. По крайней мере, вторая. И в партию вступать не пришлось!

О религии

Что важнее – религия или искусство? Это зависит от того, как человек относится к богу и к искусству. Иногда соприкоснуться с высоким искусством гораздо полезнее, чем бить поклоны. Иногда важнее просто созерцать и ничего не думать. Мысли – это болтовня.

О смысле жизни

Несчастные люди – это те, кто хотят конца. И не только хотят, но приветствуют свой конец. Главное проживать каждый день, как последний и все время помнить, что второго дубля не будет. Другой жизни нет.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.